Спорт и физкультура в детском саду

Педагогическая диагностика по физическому воспитанию показала, незначительный рост показателей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удалось достичь стабильно среднего уровня, благодаря системной и продуктивной работе инструктора по ФК Гусевой В.Э.

На протяжении 2-х лет инструктор по физкультуре Гусева В.Э. активно привлекает дошкольников не только к занятием физической культурой, но и формирует желание заниматься спортом, укреплять здоровье и вести здоровый образ жизни. Педагогу удалось активизировать интерес детей к занятиям спорта, стимулировать детей к сдаче норм ГТО, привлечь к работе родителей, что позволило повысить показатели качества бега, метания, прыжков через скакалку.

Дети улучшили показатели в построении и перестроении, знают и владеют навыками разного вида ходьбой, выполнят норматив в упражнении в равновесии и координации.

Ввиду того, что дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.), а также с длительным мышечным напряжением, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия и задерживает дыхание; висы или подтягивания, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или переноска тяжелых для ребенка предметов и т. д., диапазон упражнений для развития некоторых видов движение достаточно узок. Приходится прибегать к однообразным каждодневным упражнениям, что часто носит назойливый характер и дети без особого старания выполняют их.

Ходьба. У воспитанников группы младшего возраста наблюдается лишние движения, неравномерный темп, слабый мах руками. Некоторые воспитанники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага), шаркают ногами, опускают на поверхность всю стопу и как бы «шлепают» ею, не смотрят себе под ноги либо глубоко опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление.

Ходьба детей группы «Пчелки» (5 лет) более уверенная и четкая. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Ходьба детей старшего возраста соответствует возрасту. Все дети уверенно ходят, меняя направления, вперед лицом и спиной, махи руками дублируют движения ногами. Ни у одного ребенка не наблюдается шаткости в походке, все ходят на прямых ногах, энергично ступая с пятки на носок.

Бег. Дети группы «Горошины» включены в образовательную деятельность исключительно по собственному желанию преимущественно во время прогулок. В организованной образовательной деятельности, в особенности в условиях спортивного зала, во время бега детей группы часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, практически у всех обучающихся наблюдается неправильное положение рук:  они прижаты к туловищу или опущены вниз. Большинство детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка.

Инструктор по физкультуре Гусевой В.Э. в течении года акцентировала внимание детей на правильность выполнения беговых упражнений: энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.), не наталкиваться друг на друга.

Воспитанники старших и подготовительных групп, также как и в ходьбе, в беге демонстрируют значительное развитие навыка. Начиная с 5 лет, дети приучены ставить ногу с носка. При этом они должны держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносит вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно. Это достигалось благодаря разнообразным подготовительным упражнениям:

а) бег  с   высоким   подниманием бедра,  «как лошадка»;

б) бег с переступанием через кубики, мячи, шишки и т. д.;

в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60—80 см друг от друга) и т. д.

В старшем дошкольном возрасте также практикуется бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега инструктор по физкультуре следила за тем, чтобы каждый ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка.

Во время занятий не нарушалась длительность бега со средней скоростью для детей 3—5 лет в пределах 20—25 с, для детей 6—7 лет — до 30—35 с. Дети 3—4 лет могут бегать с максимальной скоростью расстояние до 15м, 5—6 лет — до 20—25, 7 лет —до 30—35 м.

Равновесие. Дети группы раннего развития (до 3-х лет) упражнения на равновесие не выполняют, поскольку з вестибулярный аппарат находится в стадии развития и для них проводятся исключительно подготовительные упражнения (проход по дорожкам, перекладывание предметов с одной руки в другую, ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнура ми или по доске и т.д.).

Детям 3—4 лет включаются несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке, постепенно переходя к более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой при поднят на высоту 15—20 см.

В период контроля за образовательной деятельностью (апрель 2023г) заместителям заведующего Келасьевой Е.В. установлено, что при передвижении по бревну или по наклонной доске большинство детей младшего до школьного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время выполнения упражнений или подбадривал его. Воспитатели групп, присутствующие на занятиях, помогают детям сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

Для детей старшего дошкольного возраста инструктор по физкультуре предлагает упражнения в равновесии, усложненные различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках). Во время выполнения этих упражнений он следит, чтобы каждый ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. В апреле эти упражнения уже проводятся с мешочком (масса - 300 гр.) на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку. При выполнении упражнений в равновесии Бушель Ю.В. следит за тем, чтобы положение рук было разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д.

Чтобы упражнения в равновесии способствовали развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, вначале они разучиваются на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). После того, как упражнения усвоены в простых условиях, осуществляется переход к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) педагоги подстраховывают детей (поддерживает их за руку, идет рядом с ними).

Прыжок с места. Дети до 3-х лет (группа раннего развития «Горошины») проходят подготовку к прыжкам в длину и осваивают прыжки на двух ногах. Развитие навыка идет сложно, многие дети на этапе поступления в ДОУ имеют слабо развитую мускулатуру ног и рук. Дети дома мало бегают, лазают по перекладинам и прыгают. Мало двигаются пешком и бегом. Поэтому обучать прыжкам на месте на двух ногах в ДОУ начинаем не ранее 2-го полугодия.

К 3-4-м годам воспитанники начинают осваивать прыжки на 2-х ногах с продвижением, через препятствие. Позже – добавляются махи руками с одновременным отталкиванием. Несмотря на усилия со стороны педагога, согласно мониторингу, многие дети так и не освоили этот навык в полном объеме за учебный год.

Начиная со среднего возраста осваиваются сложные элементы прыжка — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Это упражнение должно быть усвоено еще на этапе младшего возраста, однако дети не были к этому готовы.  Для правильного и быстрого овладения этими упражнениями инструктору по физкультуре приходится применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.

Перед обучающимся 4-5 лет ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40-50 см. Поскольку овладение навыка прыжка идет со значительным отставанием, отдельные элементы прыжка совершенствуют в летний период. Но и этого, порой, недостаточно, т.к. многие дети проводят каникулярный период дома.

Как следствие, многие дети к 5-6 годам плохо осваивают элементы прыжков. Но не менее 30% совершенствуют свой прыжок, осваивая наиболее сложный элемент – приземление. Дети знают, что отталкиваясь с максимальным усилием и выбрасывая ноги вперед, приземляться придется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание педагога направлено обучение на мягкому и устойчивому приземлению.

Метание. В группе раннего развития «Горошины» реализуется подготовительный этап обучения метанию - бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.

Ввиду того, что 50% воспитанников ДОУ 3-4 лет плохо осваивают  упражнения на развитие координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная), метания для них также представляют значительную трудность. Инструктором по физкультуре планируются и проводятся упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Однако эффективность их минимальна. Дети с большим трудом осваивают эти упражнения на этапе младшего возраста.   Игры с мячом на прогулке способствуют развитию навыков владения мячом, но это сильно упрощенные игры и они быстро детям надоедают, поскольку требуют от ребенка максимальной концентрации внимания. Однако педагоги постоянно учат детей энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении. Получается далеко не у всех. Хотя те дети, которые осваивают навык метания, бросание осуществляют как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Инструктор по физкультуре следит за тем, чтобы направление броска может быть вверх, в стороны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель.

В средней и старших группах разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) проводятся ежедневно, а мяч предоставлен детям в свободное пользование.

Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложнено. К этому возрасту большая часть детей уже владеют элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie